В честь своего Дня Рождения, Настя решила
хорошенько над нами поиздеваться устроила нам небольшую игру.
На выживание. За что ей – масса страшных угроз и большое человеческое спасибо, ибо было действительно здорово.
Настя, ты там живая хоть? А девочки?Без пятнадцати час, Фили. Настя торжественно вручает мне ноутбук и какой-то конверт, демонстрирует фотографию одной симпатичной особы, желает хорошего дня и уходит в туман.
Игра началась.
Ровно в час дня на горизонте объявляется особа с фотографии. Она знает, что должна в определённое время в условленном месте встретиться со мной, но не знает, как я выгляжу. В этом вся прелесть.
Её зовут Настя, как и виновницу торжества.
Несколько секунд она сверлит меня оценивающим взглядом с безопасного расстояния. Я отвечаю взаимностью, выжидаю. И дожидаюсь-таки. Того прекрасного момента, когда человек понимает: перед ним тот, кто ему нужен.
В идеале нас должно быть трое. И будет. Со временем. Уже совсем-совсем скоро.
Пока же третьего игрока нам заменяет ноутбук. В его недрах спрятан файл с загадкой, отгадав которую мы поймём, куда двигаться дальше. Должны понять, во всяком случае. Файл, разумеется, запаролен. И пароль, конечно же, тоже надо разгадать.
Но это не сложно. Куда сложнее просто включить ноутбук, который – то ли от холода, то ли из вредности упорно не хочет с нами общаться.
Очень холодное дело.
Стоим мы с Настей посреди оживлённой улицы, проклинаем ноутбук. За этим прекрасным занятием нас застаёт очередная жертва коллективного авантюризма по имени Маша. Втроём нам всё-таки удаётся договориться с компьютером и вскрыть файл.
В файле – шифровка. Но нам уже как-то не до неё. У нас на повестке дня вопрос: где укрыться от холода. Желательно – срочно. Хотя нет, не желательно – жизненно необходимо, потому что ног мы уже не чувствуем. Рук, впрочем, тоже.
Теоретически где-то поблизости есть кафешки. Практически – до них ещё надо дойти, что на негнущихся ногах сделать несколько проблематично. А ещё есть само метро. Буквально в двух шагах от нас, что характерно. И - вот уж не думала, что когда-нибудь это скажу, но - как же там хорошо, при работающем-то отоплении!
Сам шифр мы опознали сразу. Но почему-то решили, что опознали неправильно - не может же всё быть так просто – и вместо того, чтобы взяться за дешифровку послания, продолжили рассуждения на тему. Перебрали все возможные и невозможные варианты, перепробовали все методы подстановки…
И тут Настя пишет мне, что это любимый шифр одной нашей знакомой.
Честно говоря, до вчерашнего дня я об этом даже не подозревала. Как выяснилось чуть позже, Настя не подозревала тоже. У нас просто совпали сложные ассоциативные ряды.
Ориентир – школа (первая мысль: как бы туда незаметно пробраться?). Подсказка – фотография, на которой изображено окно и кусочек стены.
По форме и кладке кирпичей на стене мы понимаем, о каком доме идёт речь. Обходим его, находим под окном тайник.
В тайнике – конверт с загадкой номер два.
Шифр – Квадрат. 64 клетки, по одной латинской букве в каждой.
В квадрате - два предложения. Прочти их и поймёшь – каков пароль к файлу с новой подсказкой.
Пароль состоит из двух слов.
Итак, квадрат. Вопрос: имени кого, ибо квадратов в криптографии уйма, и практически все при желании можно растянуть на 64 значения. Никого, отвечает мне Настя. Окей, значит – шахматы.
Но не может же всё быть так просто! (Да, опять; привычка всё усложнять неизлечима). Тем более что стандартная расшифровка даёт просто бессмыслицу.
В каждом углу квадрата расположено по три одинаковых буквы. Они образуют прямой угол, этакий ход конём. К чему бы это, думаем мы, сидя на продуваемой всеми ветрами лавочке.
Ну, как сидя…
Сидят, в обнимку с ноутбуком и телефонами, мои околевшие спутницы. А я ношусь из стороны в сторону, дабы хоть немного согреться, веду дипломатическую переписку с Настей и, перекрикивая стук собственных зубов, пытаюсь сказать что-то умное.
Буквы из разных частей таблицы невольно складываются в короткие слова. Слова провоцируют ассоциации. Ассоциации вызывают вопросы.
Странные:
Есть тут поблизости грот? Или подземный ход? А ветеринарная клиника и зоомагазин?
И животрепещущие:
На ноутбуке, случайно, нет интернета?
Нет? Жаль. А то с телефонов смотреть шифровальные таблицы уж больно… весело.
И всё-таки шахматы! Шифр, в смысле, шахматный. А мнимая бессмыслица – от расхождения во мнениях насчёт правописания первого слова в предложении. Но это ещё полбеды.
Беда в том, что иногда я – логик. И когда мне говорят: прочти два предложения и найди два ключевых слова, я ищу эти слова в предложениях.
Нахожу – dog и… не важно.
Потому что в результате оказывается, что нам нужны не слова, а ассоциация с кодом.
Принцип шифрования. Пляшущие человечки, естественно.
Вводим код, читаем «очеловеченный» шифр. Выясняем, что идти нам теперь на Кутузовскую.
Сообщаем Насте, что вообще-то ещё думаем – идти или нет, потому что – ХОЛОДНО ЖЕ. До ужаса.
А сами, тем временем, мчимся на всех парах. Не скорости ради, а потому что так оно как-то теплее.
Третий час бегов по промозглому городу. Или четвёртый? Кутузовская. Тайник. Подсказка – фотография места, где именно он находится.
Проблема в том, что место это – в парке рядом с метро. Ну, в подобии парка, точнее. Парк разделён на несколько частей. Части расположены на разных сторонах проспекта. И всё бы ничего, но все они – практически идентичные. Не до миллиметра, конечно, но близко к тому.
Хотя нет, это как раз не проблема. Потому что нужную часть легко опознать, присмотревшись к фону на фотографии и осознав, с какой точки она снималась.
Проблема – это местный подземный переход с тысячей ответвлений, по которому можно блуждать годами. А можно просто перебежать шоссе в относительно безопасном месте, но я вам об этом не говорила.
«Я люблю масонов».
Это не признание, это – ключ к шифру. Вернее, к его названию. А ещё хороший повод добрых полчаса озираться по сторонам в поисках соответствующих знаков - вдруг найдём.
Шифр – это пароль к третьему и последнему на сегодня файлу.
В файле – код. Двоичный. Много-много ноликов и единиц, расшифровывать которые мы идём в метро.
Представьте дивную картину: три приличного вида девушки, дрожащие от холода и с включённым ноутбуком, сидят в вестибюле станции, у батареи и считают цифры. Вслух. Громко. Временами сбиваясь на истерический смех. Ноутбук иногда визжит, да так, что стены дрожат.
А теперь удивитесь вместе со мной: как нас оттуда не погнали. И не только оттуда.
- Nev…
Здравствуй, транслит. Английские буквы, русские слова, немного исковерканные для полного счастья, адрес.
Комментарии по тексту:
- Невский проспект?
- Я туда не поеду.
- Наверное, всё-таки new.
- Новый Орлеан?
- Туда я тоже не поеду.
Следующей вырисовывается буква А.
Дальше можно не расшифровывать, я и так уже знаю, что в итоге будет Новый Арбат. Но мы, на всякий случай, расшифровываем.
С учётом того, насколько «удобно» читать огромные таблицы числовых значений с экрана телефона, слово «street» в шифровке звучит издевательски. Дом тоже хорош - 13.
Там, в недрах тёплой кофейни нас поджидает наша Настя. С горячим чаем и вполне обоснованными опасениями за своё здоровье.
Она прекрасна, а мы… Мы помним, что на добро надо отвечать добром, и уже готовим ответный удар.